Ещё недавно маркетплейсы активно конкурировали за клиента, обещая доставку «на следующий день». Сегодня сроки доставки всё чаще растягиваются до 2–3 дней. По мнению экспертов, это не сбой, а закономерный этап развития рынка.
Первоначальная гонка за скорость нередко велась без точного расчёта себестоимости услуг. Сейчас логистика в онлайн‑сегменте становится заметно дороже — растут расходы на транспорт, хранение и операционные процессы. Чтобы оптимизировать издержки, маркетплейсы пересматривают подходы к срокам доставки.
Артём Васканян, заместитель генерального директора по логистике NC Logistic
Рынок переходит от агрессивной борьбы за потребителя к выстраиванию устойчивой модели. Покупатели уже привыкли к маркетплейсам и готовы принимать более гибкие сроки, если это влияет на цену. Формируется новая норма: стоимость доставки варьируется в зависимости от времени — завтра, через два дня или через неделю.
Меняется и сама функция онлайн‑площадок. Они постепенно передают продавцам часть операционных задач — например, урегулирование претензий и обработку возвратов.
В перспективе логистика e‑commerce может стать более децентрализованной. Маркетплейсы всё чаще выбирают модель администрирования и управления сетью мелких логистических ячеек вместо прямых перевозок. Основной доход будет приносить не транспортировка, а координация потоков — по принципу сервисов такси, а также развитие финансовых инструментов.
Для транспортных компаний новые подходы означают смену приоритетов:
- акцент на полную загрузку транспорта;
- сокращение числа рейсов;
- снижение доли «пустых» перевозок.
Если раньше автомобиль мог выходить на линию ежедневно для срочной доставки, то теперь выезд планируется раз в 2–3 дня, но с максимальным заполнением. Это повышает эффективность логистики.
Маркетплейсы постепенно отказываются от имиджа «молниеносной доставки» в пользу более рациональной и технологичной системы. Это неизбежно влияет на поведение потребителей.
Ключевой фактор успеха в будущем — нахождение баланса между скоростью, стоимостью и эффективностью доставки. Именно он будет определять конкурентоспособность площадок и качество клиентского опыта.

